Социальное обслуживание в РФ регулируется Федеральным законом от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации».
Социальным обслуживанием в России охватываются разные категории граждан: пенсионеры, инвалиды, безработные и другие категории.
Основная задача закона – развитие системы социального обслуживания граждан, повышение качества и эффективности предоставляемых услуг.
Основные принципы социального обслуживания
• соблюдение прав человека и уважение достоинства личности, гуманный характер, не допустимость унижения чести и достоинства человека
• равный, свободный доступ граждан к социальному обслуживанию вне зависимости от их пола, расы, возраста, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений и принадлежности к общественным объединениям
• адресность предоставления социальных услуг
• добровольность
• конфиденциальность
• приближенность поставщиков социальных услуг к месту жительства получателей социальных услуг, достаточность количества поставщиков социальных услуг для обеспечения потребностей граждан в социальном обслуживании, достаточность финансовых, материально-технических, кадровых и информационных ресурсов у поставщиков социальных услуг
• сохранение пребывания гражданина в привычной благоприятной среде
Кто может рассчитывать на социальную помощь от государства?
Гражданин признается нуждающимся в социальном обслуживании в случае, если существуют следующие обстоятельства, которые ухудшают или могут ухудшить условия жизнедеятельности:
• полная или частичная утрата способности либо возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, обеспечивать основные жизненные потребности в силу заболевания, травмы, возраста или наличия инвалидности;
• наличие в семье инвалида или инвалидов, в том числе ребенка-инвалида или детей-инвалидов, нуждающихся в постоянном постороннем уходе;
• наличие ребенка или детей (в том числе находящихся под опекой, попечительством), испытывающих трудности в социальной адаптации;
• отсутствие возможности обеспечения ухода (в том числе временного) за инвалидом, ребенком, детьми, а также отсутствие попечения над ними;
• наличие внутрисемейного конфликта, в том числе с лицами с наркотической или алкогольной зависимостью, лицами, имеющими пристрастие к азартным играм, лицами, страдающими психическими расстройствами, наличие насилия в семье;
• отсутствие определенного места жительства, в том числе у лица, не достигшего возраста двадцати трех лет и завершившего пребывание в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
• отсутствие работы и средств к существованию;
• наличие иных обстоятельств, которые нормативными правовыми актами субъекта РФ признаны ухудшающими или способными ухудшить условия жизнедеятельности граждан.
Виды социальных услуг.
• социально-бытовые (направлены на поддержание жизнедеятельности получателей социальных услуг в быту);
• социально-медицинские (направлены на поддержание и сохранение здоровья получателей услуг путем организации ухода, оказания содействия в проведении оздоровительных мероприятий, систематического наблюдения за получателями услуг для выявления отклонений в состоянии их здоровья);
• социально-психологические (предусматривают оказание помощи в коррекции психологического состояния получателей услуг для адаптации в социальной среде, в том числе оказание психологической помощи анонимно с использованием телефона доверия);
• социально-педагогические (направлены на профилактику отклонений в поведении и развитии личности получателей услуг, формирование у них позитивных интересов (в том числе в сфере досуга), организацию их досуга, оказание помощи семье в воспитании детей);
• социально-трудовые (направлены на оказание помощи в трудоустройстве и в решении других проблем, связанных с трудовой адаптацией);
• социально-правовые (направлены на оказание помощи в получении юридических услуг, в том числе бесплатно, в защите прав и законных интересов получателей социальных услуг);
• в целях повышения коммуникативного потенциала получателей (услуги в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности, в том числе детей-инвалидов);
• срочные социальные услуги (обеспечение бесплатным горячим питанием или наборами продуктов; обеспечение одеждой, обувью и другими предметами первой необходимости; содействие в получении временного жилого помещения; содействие в получении юридической помощи в целях защиты прав и законных интересов получателей социальных услуг; содействие в получении экстренной психологической помощи с привлечением к этой работе психологов и священнослужителей; иные услуги);
• социальное сопровождение (содействие в предоставлении медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи, не относящейся к социальным услугам, осуществляется путем привлечения организаций, предоставляющих такую помощь, на основе межведомственного взаимодействия).
Права получателей социальных услуг.
• уважительное и гуманное отношение;
• получение бесплатно в доступной форме информации о своих правах и обязанностях, видах услуг, сроках, порядке и об условиях их предоставления, о тарифах и стоимости, о возможности получения услуг бесплатно, о поставщиках услуг;
• выбор поставщика или поставщиков услуг;
• отказ от предоставления услуг;
• защиту своих прав и законных интересов;
• участие в составлении индивидуальных программ;
• обеспечение условий пребывания в организациях социального обслуживания, соответствующих сантребованиям, и надлежащий уход;
• свободное посещение законными представителями, адвокатами, нотариусами, представителями общественных и иных организаций, священнослужителями, а также родственниками и другими лицами в дневное и вечернее время;
• социальное сопровождение.
Обязанности поставщиков социальных услуг
• осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством
• предоставлять услуги получателям в соответствии с
индивидуальными программами и условиями договоров
• предоставлять бесплатно в доступной форме получателям информацию об их правах и обязанностях, о видах социальных услуг, сроках, порядке и об условиях их предоставления, о тарифах на эти услуги и об их стоимости либо о возможности получать их бесплатно
• использовать информацию о получателях услуг в соответствии с требованиями о защите персональных данных
• предоставлять уполномоченному органу субъекта РФ информацию для формирования регистра получателей
• осуществлять социальное сопровождение
• обеспечивать получателям социальных услуг содействие в прохождении медико-социальной экспертизы
• предоставлять получателям услуг возможность пользоваться услугами связи, “Интернет” и услугами почтовой связи при получении услуг
• выделять супругам, проживающим в организации социального обслуживания, изолированное жилое помещение для совместного проживания
• обеспечивать получателям услуг возможность свободного посещения их законными представителями, адвокатами, нотариусами, представителями общественных и (или) иных организаций, священнослужителями, а также родственниками и другими лицами в дневное и вечернее время
• обеспечивать сохранность личных вещей и ценностей получателей услуг
Что такое индивидуальная программа?
Документ, в котором указаны:
• форма социального обслуживания
• вид обслуживания
• объем
• периодичность
• условия
• сроки предоставления социальных услуг
• перечень рекомендуемых поставщиков социальных услуг
• мероприятия по социальному сопровождению
• составляется исходя из потребности гражданина в социальных услугах,
• пересматривается в зависимости от изменения этой потребности, но не реже чем раз в три года
• пересмотр ИП осуществляется с учетом результатов реализованной индивидуальной программы
• ИП для гражданина или его законного представителя имеет рекомендательный характер, для поставщика услуг – обязательный характер
• составляется в двух экземплярах. Экземпляр ИП, подписанный уполномоченным органом субъекта РФ, передается гражданину в срок не более чем 10 рабочих дней со дня подачи заявления
• в случае изменения места жительства получателя ИП, составленная по прежнему месту жительства, сохраняет свое действие по новому месту жительства, до составления ИП по новому месту жительства
Договор о предоставлении социальных услуг.
• составляется исходя из потребности гражданина в социальных услугах,
• пересматривается в зависимости от изменения этой потребности, но не реже чем раз в три года
• пересмотр ИП осуществляется с учетом результатов реализованной индивидуальной программы
• ИП для гражданина или его законного представителя имеет рекомендательный характер, для поставщика услуг – обязательный характер
• составляется в двух экземплярах. Экземпляр ИП, подписанный уполномоченным органом субъекта РФ, передается гражданину в срок не более чем 10 рабочих дней со дня подачи заявления
• в случае изменения места жительства получателя ИП, составленная по прежнему месту жительства, сохраняет свое действие в по новому месту жительства, до составления ИП по новому месту жительства
Плата за социальные услуги.
Социальные услуги в форме социального обслуживания на дому, в полустационарной и стационарной формах социального обслуживания предоставляются бесплатно:
– несовершеннолетним детям;
– лицам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций, вооруженных межнациональных (межэтнических) конфликтов.
Социальные услуги в форме социального обслуживания на дому и в полустационарной форме социального обслуживания предоставляются бесплатно, если на дату обращения среднедушевой доход получателя социальных услуг, рассчитанный в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, ниже предельной величины или равен предельной величине среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно, установленной законом субъекта Российской Федерации.